Пост-обоз-1 (Подмосковье — 2/3) (33-34)  01-03.02.2011

В начале февраля в двух школах Ленинского района Московской области прошли “Уроки Ломоносова”, 33-й и 34-й по счёту. Сначала постарались продемонстрировать свои энциклопедические познания по бесконечной Ломоносовской теме восьмиклассники Видновской школы № 9. В актовом зале активно отвечали на вопросы ведущего урока учащиеся Владислав Дочкин, Евгений Жевнер, Артур Голубцов, Илья Зайцев, Мэрлам Мовлянов, Андрей Степанов, Дамила Грачёва, Даниил Литвиненко, Григорий Стригуненко.

“Отдуваться” за всех на раскладке рюкзачка на площадке перед сценой довелось Асхату Мукужанову, который в целом неплохо справился с каверзным заданием.

Благодарим директора Константинову Гюльнару Халидовну за предоставление площадки для проведения “Урока Ломоносова” в школе № 9.

Чуть позднее аналогичное мероприятие состоялось в средней общеобразовательной школе посёлка Измайлово, являющегося центром Булатниковского сельского поселения.

Отметим, что попасть туда на автотранспорте можно через район Бирюлёво-Западное в Москве. В самом начале “Урока Ломоносова” ведущий, который перед этим прочитал о том, что в данной школе имеется детско-юношеская организация “Мечта”, попросил по одному человеку с каждой колонки коротко сказать о своей личной мечте.

Были получены следующие ответы:

Али Чаваев: “Мечтаю добиться больших успехов в любимом виде спорта” (речь шла о боксе). Уже позднее Али доказал, что он умеет держать удар не только на ринге, но и в словесном бою – он чётко и корректно реагировал на все подвохи со стороны ведущего, когда занимался раскладкой рюкзачка.

Куратор проекта попытался запутать раскладчика фразой о том, что в первой трети XVIII-го века при нахождении в санях необходимо было безоговорочно пристёгиваться ремнём безопасности. На это Али от себя добавил, что и штраф за непристёгнутый ремень при движении саней в обозе составлял в то время 500 рублей.

Но при этом положил данный предмет на ту часть стола, где уже лежало то, чего у реального Михайлы при следовании с реальным рыбным в 1730 году точно не было.

Сидящая на средней колонке Лала Рзаева поделилась своей мечтой о том, чтобы в будущем посвятить себя медицине. На что получила одобрительную реплику ведущего урока, который акцентировал, что медицина относилась практически к единственной области знаний, где первый российский академик М.В. Ломоносов даже и не пытался себя проявить, и потому у будущего врача-исследователя Лалы  в будущем есть возможность дополнить нашего первого учёного-энциклопедиста. Наконец, Юрий Упадышев заявил о своей мечте путешествовать, на что получил приглашение в будущем, когда достигнет самостоятельного возраста, попробовать свои силы в грядущих обозах. Участники “Урока Ломоносова” поразили куратора проекта тем, что назвали не только имя и фамилию русского первопечатника Ивана Фёдорова, 500-летний юбилей которого по решению ЮНЕСКО отмечался в прошлом году, но и тем, что вспомнили про изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга из Германии.

Также активность на уроке проявили Антон Берсенёв, Дмитрий Иванов, Максим Масленников, Эмиль Бабаев, Алексей Каверин.

Примечательный диалог у куратора проекта состоялся с Артёмом Бадаляном, который по возрасту немного старше своих одноклассников.

В связи с приближением Артёма к тому возрасту, в котором реальный Михайло ушёл с рыбным обозом в Москву, между сторонами было достигнуто джентльменское соглашение, что до достижения 19-летней возрастной планки Артём не будет пытаться преодолевать вместе с рыбным обозом то небольшое расстояние (несколько километров), которое отделяет посёлок Измайлово от МКАДа.

Но при этом по необходимости будет ездить в Москву на автобусе или маршрутке.

После прозвеневшего звонка с урока общение на Ломоносовскую тему продолжалось.

Ведущему пришлось отвечать уже на вопросы учительницы биологии и химии Ларисы Михайловны Гладких, в кабинете которой как раз и проходил “Урок Ломоносова” для старших классов.

Под занавес куратор проекта был совершенно сражён тем фактом, что в 8-м классе у Ларисы Михайловны на следующем уроке оказались одни парни – 9 человек.

“Кадетский класс”, — так назвали себя восьмиклассники.

Завершилось общение тем, что гость попросил “кадетов” не обижать единственную представительницу прекрасной половины человечества – свою школьную учительницу по химии и биологии, на что получил заверения, что тинэйджеры всегда корректно относятся к девочкам и женщинам.

Благодарим директора школы Чавыкину Татьяну Анатольевну за содействие в организации “Урока Ломоносова”.

Всем – спасибо и до новых обозов!


Пост-обоз-1 (Подмосковье — 4) (35) 15.02.2011

В середине февраля состоялся “Урок Ломоносова” (35-й по счёту) в г. Видное Московской области.

Его участниками стали учащиеся 2-го курса колледжа при Московском региональном институте высшего социально-экономического образования.

Куратору проекта было выделено время на второй половине  учебной “пары” по предмету “Экономика”.

Помимо всего прочего, колледжисты узнали, что мыто, которое взималось в начале 1730-х годов на Мытном дворе в Москве (сегодняшний Васильевский спуск), представляло собой аналог пошлины за право торговли любыми продовольственными товарами, кроме хлеба на территории нынешнего Китай-города.

Исходя из этой логики присутствующим стало понятно, что за ту свежемороженую рыбу, которая была доставлена с рыбным обозом из Холмогор в Москву и поступила в продажу в тогдашние Рыбные ряды (сегодняшний Рыбный переулок), поморы заплатили соответствующее мыто.

В целом “Урок Ломоносова” прошёл при хорошем отклике со стороны учащихся.

Девушки и юноши активно и правильно отвечали на непростые вопросы ведущего.

Отличились в лучшую сторону Мария Родак, Сархан Исмаилов, Нина Кузнецова, Сергей Черников.

Неожиданная реплика прозвучала в ходе рассказа о технологии реализации проекта “Рыбный обоз-2 ” от Василия Мороза.

Второкурсник колледжа выразил недоумение, почему участники проекта — “Михайлы наших дней” шли налегке – только с маленьким дорожным рюкзачком, а все остальные вещи перемещались в “санях” – в автомобилях, которые удавалось получить от местных жителей при перемещении от одного места ночлега к другому.

Как вариант ответа сомневающемуся тинэйджеру была представлена репродукция известной картины, на которой изображён шагающий впереди саней юный Михайло Ломоносов.

За пазухой идущего размашистым шагом помора видны три взятые им с собой из дома учебника, которые позднее М.В. Ломоносов назовёт “вратами своей учёности”.

Представляется, что котомка или ещё что-либо, в чём у будущего абитуриента могли находиться другие личные вещи, оставалась во время движения, скорее всего, в санях.

Поэтому с этой точки зрения принцип аналоговости, характерный для римейка, в проекте всё же был выдержан.

В качестве раскладчика содержимого рюкзачка современного “Михайлы” выступил Андрей Полетаев.

17-летний тинэйджер не дал сбить себя с правильного курса каверзными вопросами ведущего и правильно распределял на соответствующие половинки учительского стола те предметы, которые он доставал по очереди из рюкзачка.

Некоторые пришлось класть ровно посередине — вдоль воображаемой разделительной линии, как например, Андреевский флаг, которого, скорее всего, у реального Михайлы Ломоносова в 1730 году не было, но который, будучи введенным Петром I в 1712 году, уже повсеместно использовался тогда в качестве кормового флага на российских военно-морских судах.

Под занавес “Урока Ломоносова” в аудиторию вошёл, извинившись, сильно припозднившийся Никита Волков.

Получив разрешение сесть на место, он пошёл к свободному столу под оживлённые комментарии однокурсников, что вот-де ещё один современный “Ломоносов” вместе с воображаемым обозом в Видное учиться наконец пришёл.

И то дело!

Лучше поздно, чем никогда!

Спасибо – всем учащимся колледжа за активность!

Также благодарим представителей администрации вуза Киселёва Геннадия Михайловича и Петрушову Ольгу Андреевну за предоставление соответствующей “площадки” для проведения “Урока Ломоносова”.


Мини-обоз /II.2010 (36, 37, 38, 39)

21-22.02.2011

В последнюю декаду февраля состоялся мини-обоз на Север.

Куратор проекта в рамках пост-проектной части посетил некоторые из мест, где в декабре проходил путь участников проекта “Рыбный обоз-2”

Первым февральским  мероприятием на Севере стал “Урок Ломоносова”, который при поддержке Натальи Васильевны Аксёновой был организован в школе № 11 г. Северодвинска Архангельской области, которую когда-то заканчивал куратор проекта.

В начале урока присутствовавшим на уроке ученикам 1990-х годов рождения был задан необычный вопрос: “Какая улица в Северодвинске является самой длинной по протяжённости?”

Ответ был скорый и однозначный.

По общему мнению всех присутствовавших, таковой улицей в городе корабелов является улица Ломоносова, которая протянулась с востока на север от улицы Железнодорожной до бульвара Строителей.

Именно на пересечении улицы Ломоносова и проспекта Ленина находится площадь Ломоносова, где уже несколько десятилетий стоит обращённый в сторону Белого моря памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову.

В целом урок протекал достаточно ровно.

Школьники практически без затруднений отвечали на вопросы ведущего.

Показали свою заметную осведомлённость по разным вопросам, относящимся к личности великого земляка-помора,  восьмиклассники Сергей Фефилов, Виктория Богданова, Татьяна Лебакова, Валерий Талачиков, Леван Хачоянц.

На раскладке рюкзачка “современного Михайлы” пришлось “попотеть” Ивану Маслову, который с честью справился со сложным заданием.

Думается, что уроком все остались довольны.

В том числе и ранее работавшая учителем в школе № 11 Надежда Михайловна Табанина, которой также захотелось присутствовать на необычном учебном мероприятии, которое проводил нынешний куратор проекта “Рыбный обоз-2” Вадим Михайлов, которого в своё время доводилось как раз учить самой Надежде Михайловне.

После урока было небольшое общение с корреспонденткой городской газеты“Северный рабочий”.

А во время самого урока некоторые из школьников даже попали в объектив неожиданного зашедшего в учебный класс фотографа этой газеты.

В заключение пребывания в родной школе куратор проекта посетил школьный музей Юрия Алексеевича Гагарина, которому совсем скоро исполнится 40 лет, пообщался с первым и нынешним руководителями музея Людмилой Ивановной Дудоладовой и Анной Васильевной Малышевой.

Сей краткий визит стал подтверждением слов из известной песни, когда-то прозвучавшей в фильме “Розыгрыш”: “Для нас всегда открыта в школе дверь…”

Спасибо 11-й школе!

Затем последовало быстрое перемещение куратора проекта с одного конца города на другой конец Северодвинска.

На проспекте Труда прошла встреча в Северодвинском филиале находящегося ныне в стадии реорганизации Поморского государственного университета имени М.В, Ломоносова.

На учебном мероприятии с участием куратора проекта присутствовали студенты разных курсов филологического факультета.

Интересно, что среди пришедших на встречу оказался также ещё один выпускник 11-й школы, ныне студент выпускного курса инъяза по имени Владимир, попросивший по некоторым соображениям не озвучивать его фамилию.

Получилось так, что студенты, обучающиеся русскому языку и литературе, достояно справились с заданиями, посвящёнными филологической деятельности М.В. Ломоносова, а студенты — “иностранцы” с заданиями, касающимися международного измерения личности великого российского учёного.

Самыми продвинутыми оказались Евгений Ячков, Илья Рыленков, Мария Казакова,  Наталья Некрасова, Марина Круглова, Наталья Булыгина, Дмитрий Лисицын, Роман Маслий.

Честь почувствовать себя в “шкуре школяра”,  производящего раскладку рюкзачка, выпала на долю Дмитрия Чернякова, которому удалось не только правильно выполнить каверзное задание, но и привести в весёлое расположение духа dct[ присутствующих в зале.

Под конец мероприятия прошло рейтинговое голосование.

На суждение студентов, которые в скором времени в результате плановой реорганизации станут формально студентами другого вуза, был предложен вопрос:

“Кому следовало бы принимать решение о присвоении недавно учреждённому Северному (Арктическому) Федеральному Университету имени Михаила Васильевича Ломоносова?”

Наибольшее количество голосов от общего количества 48 присутствующих студентов получил следующий вариант: 22 человека высказались в поддержку того, чтобы сами студенты определились по вопросу целесообразности такого действия и в случае принятия положительного коллективного решения сами вышли бы с необходимым ходатайством в соответствующий адрес.

Другие варианты получили при рейтинговом голосовании меньшее количество голосов.

Благодарим Эмилию Яковлевну Фисенко и Наталью Васильевну Осколкову, оказавших содействие в организации вузовской встречи.

Также огромное спасибо ранее работавшей учительницей истории в северодвинской школе № 11 Галине Павловне Останиной, которая смогла скоординировать все вопросы, связанные с пребыванием куратора проекта в родном городе.

И снова проследовал марш-бросок, на этот раз из Северодвинска – в областной центр.

На набережной Северной Двины, в доме под номером 25, находящимся как раз напротив известного здания Морского-Речного Вокзала  (МРВ) в Архангельске, прошёл “Урок Ломоносова” в Ломоносовской гимназии.

На учебное мероприятие, оказавшееся в этот учебный день четвёртой о счёту “парой”, пришли представители 8-го и 9-го гуманитарных классов.

Несмотря на некоторую усталость гимназистов к концу учебного дня, всё прошло корректно.

Звучали правильные ответы: здесь с наилучшей стороны проявили себя Юлия Ливина, Анастасия Петрухина, Александра Данилова, Элина Ченцова, Юлия Миненко, Маргарита Лыкова.

Из немногочисленных представителей мужского пола самым смелым оказался Артур Красильников, который блестяще выполнил раскладку рюкзачка.

В итоговом рейтинговом голосовании участвовали 44 школьника.

Определиться с собственной позицией им пришлось по “купюрно-дизайновой” теме, аналогично тому, как примерно за несколько недель до этого вырабатывали свои рекомендации питерские школьники из гимназии 73.

Поскольку голосование проходило в школьном кабинете, выходящем окнами как раз на воспроизведённое на 500-рублёвой купюре здание МРВ, то наверное покажется неудивительным, что наибольшее число голосов получило предложение дополнить дизайн данной купюры, посвящённой Поморскому Северу, также изображением памятника М.В. Ломоносову в Архангельске.

За данную версию проголосовали 19 человек, которые таким образом, с одной стороны, не захотели убирать с данной купюры размещённый сейчас на ней памятник Петру Первому в Архангельске, а с другой, проявили земляческий патриотизм, проголосовав за добавление местного памятника великому помору на ту же купюру.

За так называемый “рокировочный” вариант проголосовали 12 школьников.

За предложение добавить в дизайн 50-рублёвой купюры, посвящённой Санкт-Петербургу, изображение памятника М.В. Ломоносову на Университетской набережной в городе на Неве было отдано 5 голосов.

Зато идею добавить в дизайн московской 100-рублёвой купюры изображение высотного здания МГУ с расположенным перед ним памятником М.В. Ломоносову проголосовали 11 гимназистов.

Благодарим представителей администрации Ломоносовской гимназии Сергея Геннадьевича Парыгина и Галину Васильевну Градковскую за содействие в организации “Урока Ломоносова”.

Перед отбытием из Архангельска состоляся краткий контакт с представительницей городской библиотеки имени М.В. Ломоносова Анной Владимировной Шумиловой, которая в рамках Ломоносовского года занимается целевыми проектами, посвящёнными предстоящей юбилейной дате.

В частности Анна Владимировна организует среди школьников Архангельска различные конкурсы и готовит интересные мероприятия в библиотеке, нацеленные на популяризацию личности великого земляка-помора, чьё имя носит эта библиотека.

Была достигнута договорённость о возможном участии в одном из будущих библиотечных мероприятий некоторых из участников проекта “Рыбный обоз-2”.

Спасибо – Архангельску!

В конце насыщенного дня был преодолён ещё один, самый протяжённый на этот день участок пути, из Архангельска до посёлка Хетово в Виноградовском районе, находящийся  примерно в 300 км южнее областного центра

С инициативой пригласить одного из “проектантов” в Хетовскую среднюю общеобразовательную школу выступил учитель физики этой школы Александр Павлович Мошарев.

Исходное приглашение было сформулировано ещё в декабре, однако оно поступило на сайт уже после того, как участники проекта проследовали по М8 мимо данного посёлка.

Вернуться назад тогда не представлялось возможным, поскольку “Рыбный обоз-2” двигался строго по графику.

И вот теперь спустя более двух месяцев мини-обоз наконец добрался до школы в Хетово.

“Постоялый двор” для гостя был обеспечен благодаря семье А.П.  Мошарева: самого хозяина, его супруги Елены Юрьевны и четырёх детей, которые в данный момент живут вместе с родителями, школьников Валентины, Марии, Данила и не достигшего ещё двухлетнего рубежа Тимофея

Самый старший – сын Павел в настоящее время изучает физику на 1-м курсе МГУ им. М.В. Ломоносова в столице.

Утром на следующий день по расписанию в 08-45 начался “Урок Ломоносова” в Хетовской школе.

Из общего количества обучающихся в школе 135 учеников в нём участвовали восьми- и десятиклассники.

Необычную активность проявили также присутствовавшие на уроке учителя школы, в частности Зинаида Витальевна Митина.

Именно от неё куратору проекта стало известно о том, что долгие годы в этой школе работала учителем биологии Валентина Алексеевна Чудинова (девичья фамилия — Мельниченко), которая дв своё время в период учёбы в Архангельском государственном педагогическим институте им. М.В. Ломоносова была Ломоносовским стипендиатом.

За раскладку рюкзачка взялся ученик 10-го класса Александр Матвеев.

Ученик предвыпускного класса корректно справился с заданием.

Уже после урока куратору проекта рассказали, что примерно до 6-го класса Александр был отличником, но затем как-то сдал позиции в учёбе и сейчас особым рвением в школьных делах отнюдь не отличается.

Даже ещё не зная этого, в конце урока куратор проекта вручил Александру буклет с космической картой маршрута проекта “Рыбный обоз-2” и пожелал успешного окончания школы и поступления в один из столичных вузов.

Хочется надеяться, что за оставшийся до окончания школы год с небольшим Александр вдруг захочет последовать примеру великого помора, сконцентрируется на учёбе и “рванёт” после окончания школы в качестве абитуриента со своим “рыбным обозом” на учёбу в Москву.

Поблагодарим директора школы Светлану Витальевну Иванову и скажем ещё раз отдельное спасибо Александру Павловичу Мошареву за пребывание в Хетовской школе и в Хетово.

Также выразим нашу признательность вознице Владимиру, который со своими 106 лошадьми обеспечил перемещение куратора проекта из Хетово по дальнейшему маршруту.

Спасибо – Виноградовскому району!

В этом месте зафиксируем, что в течение двух дней в Архангельской области прошло в общей сложности четыре мероприятия в рамках юбилейного Ломоносовского года (с 36-го по 39-е по счёту) и сделаем паузу на то время, пока мини-обоз будет перемещаться из Архангельской области через Вологодскую область и с заездом в Костромскую область в направлении Ярославской области, где предполагается пересечение его маршрута с маршрутом Ярославского “лыжного обоза”.


Мини-обоз /II.2010 (40-41) 25-27.02.2011

Заключительные дни последнего зимнего месяца также оказались насыщенными в плане различных контактов и мероприятий.

При проследовании февральского мини-обоза с Севера назад в сторону центральной полосы состоялся примечательный диалог куратора проекта с главой Администрации города Кадников Сокольского района Вологодской области Михаилом Геннадьевичем Корзниковым.

В телефонном разговоре кадниковский глава подтвердил, что через несколько месяцев будет торжественно открыт стационарный верстовой столб, посвящённый прохождению М.В. Ломоносова  в зиму 1730/1731 гг. по старому Московскому тракту через данную местность, расположенную к северо-востоку от Вологды.

Состоится это важное событие в День города, который будет отмечаться в середине лета.

Когда это произойдёт, то можно будет сказать, что уже не один, а несколько стационарных верстовых столбов вдоль старого Московского тракта будут отмечать тот путь, которым шёл в Москву в ту далёкую зиму Михайло Ломоносов.

Отметим также, что маршрут сегодняшнего следования куратора проекта прошёл на этот раз и через Костромскую область, где состоялись предварительные встречи, необходимые для запуска некоторых будущих проектов.

Также намечалось проведение “Урока Ломоносова” в сельской школе одного из муниципальных районов Костромской области, но из-за карантинных ограничений эта идея осталась нереализованной.

Зато в Даниловском районе Ярославской области куратору проекта довелось плотно понаблюдать со стороны за тем, как проходил организованный по инициативе руководителя районной станции юных туристов Николая Михайловича Татарышкина так называемый “лыжный обоз”, посвящённый сразу нескольким историческим датам, которые отмечаются в нынешнем году.

В течение трёх дней юные лыжники из разных мест Ярославской области шли по местам, где когда-то пролегал старый Московский тракт, по которому и шёл в Москву юный Михайло.

На одном из этапов первого дня лыжного пробега участников патриотической акции “Русь 2011” приветствовали как будто пришедшие из первой трети XVIII-го века реальные участники исторического рыбного обоза, среди которых были возницы, факельщики и считавшийся скорее всего тогда  попутчиком 19-летний Михайло.

Роль последнего блестяще исполнил угощавший сегодняшних тинэйджеров хлебом-солью 11-классник Игорь Сорокин из одной из сельских школ Даниловского муниципального района.

В театрализованном действии присутствовали и сани, запряжённые лошадью, с мешками, которые должны были символизировать рыбу.

Такой вот исторический заряд получили участники данного конкретного этапа лыжного пробега.

Вечером первого дня школьники из Углича, Ярославля, Ростова и других мест Ярославской области остановились на ночлег в Петровской средней общеобразовательной школе, что стоит в нескольких десятках километров на М8 к югу от Ростова Великого.

Здесь куратору проекта “Рыбный обоз-2” удалось неформально пообщаться с любителями лыжного бега, которые за первый день уже преодолели немалое количество километров.

Юные лыжницы и лыжники активно интересовались различными деталями реализованного проекта, задавали самые неожиданные вопросы.

В вечерней программе пребывания участников акции в Петровске также была встреча с лётчиком-космонавтом, нынешним главой Ростовского района Валерием Ивановичем Токаревым, а также посещение школьного музея, где все смогли узнать много нового и интересного из истории Петровской школы, которой через некоторое время исполнится 175 лет.

Далеко за полночь затянулось неформальное общение участников “рыбного” и “лыжного” обозов.

А утром после завтрака – новый переход на лыжах по целине в сторону села Поречья- Рыбного.

В заключительный – третий — день участники акции проследовали по замёрзшему льду по озеру Неро в направлении районного центра – Ростова Великого.

Спасибо – всем, с кем довелось общаться в рамках взаимодействия двух проектов, посвящённых предстоящему Ломоносовскому юбилею.

Затем последовало перемещение мини-обоза из Ярославской области через Владимирскую область и Москву в Можайский район Московской области.

Здесь на базе пансионата Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова “Красновидово” в последнее воскресенье февраля прошло заключительное мероприятие “обозной” зимы.

На встречу, посвящённую проекту “Рыбный обоз-2”, пришли участники выездного лагеря студенческого актива главного университета страны.

Сюда же помимо куратора проекта прибыли два “Михайлы” – тинэйджера: Вадим Березин из г. Вельска Архангельской области и Родион Барков из г. Видного Московской области.

Оба, кстати, впервые встретились друг с другом.

В рамках проекта восьмиклассники не только работали головой: занимались сайтом или проводили исторические исследования, но и реально прошли несколько километров в качестве дублёров на разных этапах.

Дублёры неплохо ассистировали ведущему урока тем, что рассказывали о своём участии в проекте, проводили раскладку рюкзачка современного “Михайлы”, отвечали на вопросы присутствующих.

В целом получился заинтересованный диалог.

Кто знает, возможно, пройдёт время, и кто-то из двух юных “Михаилов” также станет студентом МГУ имени М.В. Ломоносова.

Время покажет!

Благодарим руководство Университета и особенно Андриянова Андрея Владимировича за предоставление “площадки” для Ломоносовского мероприятия в рамках юбилейного года!

Спасибо всем, для кого основанный великим помором университет, носящий теперь его имя, был, есть и будет alma mater!

В связи с приближающимся закрытием зимнего санного пути возможно предположить, что будущие мини-обозы после того, как минёт межсезонная распутица, пройдут уже в формате телеги.

До новых обозов!


Пост — обоз (Московский регион)/14.03.2011 (42)

Во вторую декаду марта состоялся первый весенний пост-обоз.

Ломоносовское мероприятие прошло в Государственном университете по землеустройству, находящемся недалеко от станции метро “Курская” в Москве. В нём приняли участие студенты 2-го курса, обучающиеся ЗЕМЛЕ-устройству.

В связи с инициированным проектом “КосмоОбоз-2” на мероприятии, посвящённом грядущему 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова и проекту “Рыбный обоз-2”, речь немного шла и о КОСМО-устройстве.

Желающие попрактиковаться по такой неожиданной специальности – нашлись!

Среди них даже оказался студент по имени “Юрий”, правда, не Гагарин, но всё равно оказавшийся молодцом, ибо будущий землеустроитель второкурсник Юрий Молодцов дал очень корректные ответы на непростые вопросы куратора проекта.

Началась встреча в студенческой аудитории под номером 1001 с вопроса о том, почему в музее истории Университета, основанного в 1779 году как землемерная или межевая школа, позднее межевой институт, стоит бюст Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Согласно ответам студентов, одной из научных сфер деятельности первого российского учёного-энциклопедиста было как раз землеустройство, межевание земель и связанное с этим маркшейдерское дело.

Ибо по своей первой специальности первый русский академик был горным инженером.

В целом мероприятие протекало в штатном режиме.

На “раскладке” рюкзачка современного Михайлы солировал Дмитрий Ярин, который не совсем соглашался с ведущим и иногда ставил под сомнение некоторые устоявшиеся ещё с декабря моменты.

Например, Дмитрий пытался утверждать, что, возможно, даже рукописной карты лично у самого 19-летнего Михайлы Ломоносова в 1730 году не было, но карта могла быть в обозе.

На это был поставлен асимметричный вопрос: “А как же Ломоносов без карты пустился вдогонку за рыбным обозом, поскольку он ”стартовал“ с Курострова спустя два дня после отправления из Холмогор того декабрьского обоза и достиг его только на третий день пути в Антониево-Сийском монастыре?”

Не найдя возражений на такую постановку вопроса, Дмитрий вынужден был согласиться с тем, что скорее всего индивидуальная карта или хотя бы схема движения у обстоятельного Михайлы Ломоносова была.

Ибо пускаться в путь без карты пусть даже и по суше помору, сыну морехода, который должен был тщательно подготовиться к своему убёгу из дома, было бы не логично.

О поморской обстоятельности, которая очень пригодилась в будущем академику Ломоносову, говорит и такой факт.

Известно, что по итогам каждого опыта по разработке технологии цветного непрозрачного стекла, что проводились будущим автором мозаичного панно “Полтавской баталии” как в лаборатории на Мойке в Санкт-Петербурге, так и в урочище Усть-Рудица, 40-летний академик ЛИЧНО делал соответствующие записи с регистрационный журнал.

Также сумели “блеснуть” своими познаниями в области истории студентки Дарья Карташова и Кристина Королёва.

Всем отличившимся – респект!

Спасибо также заслуженному работнику культуры и руководителю университетского музея Косинскому Владимиру Васильевичу за содействие в проведении встречи со студентами Университета по землеустройству, который стал 5-м по счёту вузом России, где прошли Ломоносовские мероприятия.

Вузовский пост-обоз продолжается!


Мини-обоз/22.04.2011 (43-44)

В третьей декаде апреля ”Рыбный обоз-2” в своей пост-проектной части совершил марш-бросок в южном направлении от Москвы. Плановый блиц- визит был осуществлён на берега Азовского моря в город Таганрог.

Но прежде куратору проекта потребовалось добраться на поезде до столицы Южного федерального округа – областного центра Ростова-на-Дону.

Поезд прибыл к месту назначения уже поздним вечером, но здесь “обозного” гостя встречали и на машине отвезли в расположенный в пригороде Ростова посёлок Аксай.

В качестве возницы выступал житель Аксая – Андрей, который умело управлял своими 98 лошадьми.

Как раз в недавно построенном доме семьи Андрея Николаевича Сорокина и остановился на ночлег куратор проекта.

Помимо хозяина дома гостя приветствовала младшая дочь – восьмиклассница Валерия.

Особый интерес к заезжему гостю проявила сторожевая собака – годовалая Герда, которая с особым пристрастием обнюхала незнакомого пришельца.<

Тем не менее face control был успешно пройден.

В целом хочется поблагодарить аксайских гостеприимных хозяев за радушное отношение к гостю.

Рано утром куратор проекта был оперативно передан другому вознице – Виталию Евгеньевичу, который быстрёхонько на своих 150 лошадях доставил гостя в портовый город Таганрог, основанный Петром Алексеевичем Романовым в 1698 году.

Здесь “Рыбный обоз-2” ожидали сначала в средней общеобразовательной школе № 12.

Вместе с учениками 10-го и 11-го классов был проведён первый “Урок Ломоносова” в портовом городе на берегу Азовского моря.

Но сначала старшеклассники рассказали о своём любимом городе, в котором родились такие уникальные люди как Антон Павлович Чехов и Фаина Георгиевна Раневская.

Зашёл в начале урока разговор также ещё об одном уроженце Азовского моря – известном путешественнике Фёдоре Филипповиче Конюхове, который родился, правда, не в Таганроге, а несколько западнее – на территории современной Украины – в посёлке Чкалово Запорожской области.

Интересно было узнать и о том, что отец знаменитого странника нашего времени – Филипп Михайлович Конюхов — 1917 года рождения, является потомком рыбаков-поморов из Архангельской губернии.

Таким вот неожиданным образом пересеклись исторические меридианы, связавшие Белое море на севере и Азовское – на юге.

Кстати, два портовых города связаны также благодаря одной исторической персоне: и Таганрог на южном море, и Архангельск – на северном – находились в зоне особого внимания со стороны юного Петра Алексеевича Романова, который в каждом из них видел базу для строительства и развёртывания кораблей создававшегося в то время Военно-Морского Флота России.

Любопытно было услышать, что в обоих городах установлены практически идентичные памятнику Петру Первому работы российского скульптора XIX-го века Марка Матвеевича Антокольского.

Правда, памятник основателю Таганрога на Азовском море был открыт в 1903 году, тогда как памятник в городе на берегу Северной Двины трижды посещавшему Архангельск будущему первому российскому императору был установлен 11 лет спустя – в 1914 году.

Сам “Урок Ломоносов” проходил достаточно ровно.

Некоторой новацией стало обсуждение учащимися вопроса о том, какую именно рыбу могли доставлять в зимнее время в Москву рыбаки из Таганрога. Большинством голосов была одобрена версия, что, возможно, в белокаменную возили с Азовского моря осетров.

Особый интерес и активность на уроке проявили Нино Чаправа, Надежда Устюгова, Владимир Мищенко, Артём Чукарин, Наталья Лопатина, Всеволод Калинин.

На раскладке рюкзачка современного “Михайлы” постарался старшеклассник по имени Василий.

В конце урока состоялось традиционное рейтинговое голосование.

На суждение таганрогских тинэйджеров были вынесены несколько вариантов возможного изменения дизайна денежных купюр.

Наибольшее число голосов – 11 из 25 получила следующая комбинированная версия:

На 500-рублёвой купюре, посвящённой Поморскому Северу, вместо памятника Петру Первому размещается памятник Ломоносову, установленный в Архангельске в 1832 году.

На питерской 50-рублёвой купюре добавляется визитная карточка Санкт-Петербурга — “Медный всадник” – тамошний памятник Петру Первому.

В заключительной части победившей ре-дизайновой комбинации предлагалось ввести в обращение новую десятитысячерублёвую купюру, которая будет посвящена Донской земле.

В качестве обязательного фрагмента предлагаемой новой купюры виделся таганрогский памятник Петру Первому.

Выражаем благодарность директору школы № 12 Павлу Ивановичу Олейникову и завучу школы Валентине Ивановне за содействие в организации пребывания гостя в стенах этого учебного заведения.

После школьного формата и небольшой экскурсии по городским улицам “Рыбный обоз-2” переместился в конференц-зал недавно построенного блока центральной городской библиотеки, носящей Антона Павловича Чехова.

Внимание гостя привлекала скульптурная композиция, установленная у входа в новую часть библиотечного комплекса.

В ней представлена маленькая девочка, с детским любопытством взирающая на толстенные фолианты томов с произведениями классиков отечественной литературы, среди которых выделяются поэтические имена Пушкина и Ахматовой.

В порядке уточнения куратору проекта понадобилось акцентировать внимание присутствующих юных ценителей книги на то, что именно Михаил Васильевич Ломоносов считается реформатором системы русского стихосложения, который как технолог подготовил всю необходимую почву для будущего посева, благодаря которому вырос и расцвёл талант Александра Сергеевича Пушкина.

“Без Ломоносова не было бы Пушкина” — вот та мысль, которую постарался донести до таганрогских тинэйджеров куратор проекта.

В самом “Уроке Ломоносова” участвовали представители сразу нескольких школ Таганрога.

Особенно отличились Валерия Григорьева из 3-й, Анна Петренко из 33-й, Яна Скворцова из 27-й, Елена Мазмани из 38-й, Алина Кобец из 12-й школы и Екатерина Худикова из Мариинской гимназии (бывшей 15-й школы).

Также заинтересованно внимали всему происходящему представители 8, 2, 9, 21, 17, 37, 10, 23, 6 и 31-ой городских школ.

Кстати, все из них – как представители своих школ получили в конце урока буклеты с космокартой проекта.

“Героем” дня стал Николай Чистофор, уверенно отвечавший на все вопросы ведущего и успешно справившийся с каверзами задания по раскладке рюкзачка современного “Михайлы”.

Кстати, Николай дебютировал в самом начале урока, когда по просьбе куратора проекта рассказал содержание одного из рассказов Антона Павловича Чехова — “Тоска”.

После подробного изложения фабулы ведущий “Урока Ломоносова” поблагодарил рассказчика и в качестве некоей параллели привёл краткое рифмованное изречение, которое по мысли тех, кто его сформулировал, призвано дать синтетическую характеристику Поморскому Северу.

Дословно это звучит так: “Край доски, трески и тоски”.

Куратору проекта как представителю Беломорья потребовалось дополнительно акцентировать своё индивидуальное несогласие с третьей составляющей этой характеристики – относительно якобы поморской “тоски”.

В любом случае на Ломоносовском мероприятии в оборудованном по новейшему слову техники зале городской библиотеки имени А.П. Чехова тоскливо не было, в том числе благодаря содействию технического специалиста библиотеки по имени Антон, правда, не Павловича, а Михайловича, и с довольно выразительной фамилией “Штучный”.

Без сомнения, индивидуальный подход в Таганроге был обеспечен, за что современному Антону – отдельное спасибо!

Благодарим также представителей соответствующих подразделений городской администрации Михееву Татьяну Алексеевну и Рыбася Алексея Евгеньевича, Шевченко Ольгу Вячеславовну и Шелухину Елену Борисовну за помощь в проведении юбилейных мероприятий на берегу Азовского моря!

Таганрогу – огромное спасибо!


Мини-обоз май / 21-23.05.2011 (45)

В начале третьей декады мая состоялся достаточно примечательный пост-проектный мини-обоз на берег Финского залива Балтийского моря.

Уже не в первый раз куратору проекта ”Рыбный обоз-2” доводится плотно пообщаться с представителями Санкт-Петербургского государственного университета – в первый раз это произошло в конце января текущего года.

На этот раз, однако, это было не просто общение по поводу предстоящего Ломоносовского юбилея.

Традиционный “Урок Ломоносова” носил, на сей раз, сугубо деловую направленность.

Это был практический “Урок Ломоносова”.

На нём мало говорилось, но много делалось.

Это был со-работничество, это было со-трудничество, это было совместное действие.

Вместе со студентами и преподавателями химического факультета СПбГУ куратор проекта принял участие в Ломоносовском субботнике, проходившем в том месте, где прошли последние годы жизни первого русского академика, в легендарном урочище Усть- Рудица.

Для представителей химфака это была уже 6-я учебно-научно-трудовая экспедиция к слиянию лесных речек Чёрной и Лопухинки (Рудицы) в Ломоносовском районе Ленинградской области, где реально в 1753-1765 гг. жил и работал Михаил Васильевич Ломоносов, о чём и гласит надпись на имеющемся здесь скромном обелиске.

Было всё: и лесоповал с помощью бензопилы, и обрезка кустарников с помощью секаторов, и прополка прилегающей к обелиску территории, и вырубание отдельных деревьев, и сжигание сушняка, образовавшегося после предыдущих экспедиций.

В заключение трудовой акции общими усилиями был устроен самодельный мост через лесную, хоть и не очень широкую и не очень глубокую, но стремительно текущую речку.

Были протянуты с берега на берег два бревна, которые затем были зафиксированы несколькими скобами.

В результате обзорность Ломоносовского обелиска, установленного несколько десятилетий на месте усадьбы, при подходе к этому месту с другой стороны реки значительно улучшилась.

Если представить, что сюда, в этот поистине “медвежий угол” случайно забредут пешие туристы или доберутся на велосипеде альтернативные любители экстрима, то они обязательно заметят хорошо просматриваемый теперь памятный обелиск.

Участники Ломоносовской трудовой вахты во время лёгкого перекуса по окончании работ немного помечтали о том, что придёт время, когда будет восстановлена мемориальная часть в Усть-Рудице, и уже штатные туристы смогут увидеть новую версию прежней усадьбы и реально действовавшей здесь фабрики по производству цветных стёкол и смальты.

Был даже озвучен соответствующий слоган: “Усть-Рудица должна возрУдиться!”

Дай Бог!

Закреплено сиё намерение было употреблением “случайно” оказавшегося в рюкзачке одного из со-работников оригинального напитка “Поморский бальзам” производства Архангельского завода, рецептура которого включает в себя 25 различных растительных ингредиентов, начиная от клюквы и брусники и заканчивая снытью и почками берёзы.

Всем, кто дегустировал, северный напиток понравился.

Отличившихся на практическом “Уроке Ломоносова” не было.

Поэтому сегодня будут названы все его участники.

В память о великом соотечественнике отдали несколько часов своего личного времени добровольному участию в Ломоносовском субботнике 22 человека:

  • организаторы: Евгений Олегович Калини и Евгений Васильевич Ильин;
  • преподаватели химического факультета: Татьяна Николаевна Севостьянова, Ирина Анатольевна Балова, Галина Ивановна и Александр Александрович Шумилов;
  • “первачки” или студенты-первокурсники химфака: Фёдор Голишевский, Евгений Дробышев, Дмитрий Типикин, Василий Тимофеев;
  • участники поискового движения: Михаил Григорьев и Владимир Бабицкий;
  • студентки-третьекурсницы химфака Екатерина Дерябина и Наталья Зашихина (родом из города Северодвинска Архангельской области);
  • единственный студент-историк Алексей Громов;
  • студенты 1-го курса магистратуры химфака: Анастасия Янюк, Ирина Папиева и Егор Ясенко;
  • и даже идущий на защиту диплома студент выпускного курса: Дмитрий Ярошенко (родом из города Мирный Архангельской области);
  • а также водители “ГАЗ-66” — т.н. “вахтовок” (по 130 лошадей каждая) Александр и Владимир;
  • и наконец “примкнувший” к ним куратор проекта Вадим Михайлов, уроженец г. Северодвинска Архангельской области и ныне пока проживающий в Подмосковье.

Всем – спасибо!

В рамках последующего пребывания куратора проекта в Санкт-Петербурге и в связи с необходимостью активизации неформальной подготовки к Ломоносовскому юбилею имели место контакты гостя Санкт-Петербурга:
— в Межпарламентской ассамблее СНГ,
— в школе № 185 с углублённым изучением английского языка,
— в межрегиональном общественном фонде “Центр Национальной Славы”,
— в Морской технической академии (бывшем Ленинградском кораблестроительном институте);
— в редакции газеты “Санкт-Петербургские ведомости”,
— на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

В общении с представителями разных структур обсуждалась впервые озвученная на Ломоносовском субботнике идея проведения в ноябре 2011 года – накануне и в день празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова – проекта под названием “Vivat Mikhaylo!”

Концепция проекта будет обнародована на сайте в ближайшее время!

Следите за рекламой!


Хетово / 08-16.06.11 (46)

12 учеников Хетовской средней школы (Виноградовский район Архангельской области) вместе с учителем Александром Петровичем Мошаревым 8 июня (среда) отправляются в поход, посвящённый 300-летию великого земляка.
Маршрут 8-дневного путешествия проходит через Куростров и Ломоносово.
Всего 110 км по Ломоносовскому району.

Желаем доброго обозничества!


«Ломоносовский референдум» / 10.07.2011 (47)

Cтартовала гражданская акция «Ломоносовский референдум» по сбору подписей в поддержку включения в название трассы М-8 «Холомогоры» дополнительных слов (Ломоносовский тракт)

Подпишись под Ломоносовским трактом!

ЗА ПРОТИВ
А почему бы и не Ломоносовский тракт!
Мне нравится!
В народных традициях Руси в честь кого-то, особо отличившегося, стёжки-дорожки называли…
А в честь Михаила Васильевича самое то М-8 переименовать.Я считаю, что Ломоносовский тракт — это звучит гордо! чем безликое поименование М-8…Анна Филик
A почему бы и нет? Мне нравится. Ломоносов — мой земляк и я горжусь этим

Ольга

Я явлюсь землячкой великого ученого М.В. Ломоносова и считаю, что необходимо на соответствующем государственном уровне принять решение в поддержку переименования трассы М-8 Ломоносовский тракт в честь300-летнего юбилея со дня рождения первого российского академика, основателя Московского университета, учёного-энциклопедиста, выдающегося просветителя и новатора

Нина


Встреча в Росавтодоре / 02.08.11 (48)

2 августа 2011 г. в здании Федерального дорожного агентства при Министерстве транспорта РФ в рамках планового приёма граждан (первый вторник каждого месяца) Руководитель Росавтодора Анатолий Михайлович Чабунин встретился с куратором неформальных Ломоносовских проектов В. Михайловым.
В связи с озвученной ранее инициативой о ДО-именовании федеральной автомобильной трассы М-8 “Холмогоры” (предлагается дополнить словами “Ломоносовский тракт”) на встрече рассматривались формальные технологические особенности, при следовании которым может стать реальным осуществление предложенной идеи.
Руководитель Росавтодора был дополнительно проинформирован о том, что в настоящее время на М-8 или рядом с ней установлено уже три памятных знака (в с. Верховажье и в г. Кадников в Вологодской области, в с. Емецк в Архангельской области), посвящённых прохождению в зиму 1730/1731 гг. через конкретные населённые пункты, расположенные вдоль старого Московского тракта, 19-летнего Михайлы Ломоносова.
При этом два последних “Ломоносовских верстовых столба” были открыты летом с.г.
Открытие ещё одного памятного знака запланировано на сентябрь текущего года в Вельском районе Архангельской области.
Со стороны руководства Федерального дорожного агентства были озвучены дополнительные альтернативные предложения по увековечению памяти М.В. Ломоносова, которые также можно было бы осуществить в юбилейный Ломоносовский год.
Росавтодор предполагает реализовать данные идеи по собственной инициативе и во взаимодействии с Администрацией Архангельской области.
По мнению куратора неформальных Ломоносовских проектов, в целях поддержки позитивного отношения руководства Росавтодора к предстоящему Ломоносовскому юбилею требуется и дальше продолжить гражданскую акцию “Ломоносовский референдум”, призванную выявить позицию граждан России к возможности ДО-именования М-8, которая затем от имени гражданского общества будет доведена до сведения соответствующих властных инстанций.

“ЛОМОНОСОВСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ” набирает ход!


Анонс проекта “Ломоносовская эстафета” (“ЛЭ”)
(as of 01.09.2011 – embargo till 00:00 01.09.2011) (48)

Снова с нами – очередная осень — время подведения итогов, когда можно считать цыплят.
Но нынче – в 2011 году – с нами особая осень — Ломоносовская юбилейная осень, когда исполняется 300 лет со дня рождения одной из самых удивительных фигур в отечественной истории – Михаила Васильевича Ломоносова.
Историки до сих пор спорят, когда именно в осеннюю пору 1711 года родился на острове в дельте Северной Двины в нескольких десятках километров от её впадения в Белое море – на Курострове — будущий первый русский академик.
По одной версии, это мог быть интервал между 1 и 4 сентября (по старому стилю). Более затверждённой считается дата – 8 ноября 1711 года — по старому стилю или 19 ноября 1711 г. – по новому.
Именно 19 ноября 2011 года мы отмечаем 300-летний юбилей со дня рождения самого известного помора всех времён и поколений по имени Михайло, родившегося в семье черносошного крестьянина, морехода и добытчика рыбы Ломоносова Василия Дорофеевича и его жены, дочери дьякона Елены Ивановны (в девичестве – Сивковой).
Пусть так и останется не выясненным, под каким знаком Зодиака родился Михайло Ломоносов: Девы или Скорпиона.
Суть в том, что в любом случае родился он именно в осеннюю пору, когда на поморском Севере завершается как земледельческий, так и промысловый год.
Вопреки имеющимся канонам попробуем допустить, что появился на свет Михайло Васильевич Ломоносов под особой звездой, сиявшей тогда и продолжающей сиять и сегодня над Куростровом, над Северной Двиной и Беломорьем, над всей Россией, которую в наше время, наверное, можно назвать Ломоносовской звездой.
И дело не только в том, что делал первые шаги в жизни юный Михайло как государственный крестьянин / зуёк = юнга на поморских судах / полу-сирота, рано потерявший родную мать, а завершал свою жизнь умудрённый опытом академик М.В. Ломоносов уже в составе дворянского сословия — в чине статского советника (гражданский чин V-го класса в российской Табели о рангах со времён Петра I, что соответствовало военному чину капитана-командора, стоявшему между контр- адмиралом и капитаном первого ранга, а также являлось условием для занятия должности вице-губернатора), обращаться к которому следовало со словами “Ваше высокородие”.
Идею предложенного образа Ломоносовской звезды недавно по-своему проиллюстрировал ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.
Выступая как сегодняшний руководитель первого российского университета, который с 1755 г. по 1917 г. назывался Императорским Московским университетом, по отношению к которому сам Михайло Васильевич может рассматриваться как alma pater, он дал жившему от нас несколько столетий назад соотечественнику глубинную синтетическую характеристику.
По словам Виктора Антоновича, Ломоносов — “это человек, который во многом заставил русский народ сделать шаг вперёд”.
Вспомним, что не зря считающийся продолжателем дела М.В. Ломоносова как пиита XVIII-го века и реформатора системы русского стихосложения – великий русский поэт уже XIX-го века А.С. Пушкин поставил сына поморского крестьянина по фамилии “Ломоносов” в ряду великих деятелей России своего времени, охарактеризованных им как «самобытные сподвижники просвещения», между двумя царствующими особами по фамилии “Романовы”: Петром I и Екатериной II.
И потому ещё раз повторим вслед за классиком русской поэзии:
“Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом…”
Можно сказать, что подобно тому, как первому российскому императору удалось привнести много нового из мировой политической и экономической практики начала XVIII-го века в жизнь до-петровской Руси, так и Михайле Васильевиче Ломоносову оказалось под силу адаптировать тогдашний уровень развития мировой науки, техники и культуры для пост- петровской России и инкорпорировать свое Отечество в общеевропейское научно-культурное цивилизационное пространство и инициировать запуск становления России как мировой научно-образовательной державы.
М.В. Ломоносов может по праву считаться основоположником создания системы высшего образования в нашем Отечестве, ибо при создании каждого последующего высшего учебного заведения в России, будь то основанное в 1773 г. в Санкт-Петербурге Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный университет) или учреждённый в 1804 году Казанский университет, шли по стопам основателя самого первого отечественного университета – Московского – и по пути, намеченному Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Любой выпускник отечественного вуза, если он хочет оставаться благодарным потомком, при этом неважно, когда он стал обладателем диплома о получении высшего образовании: в недавний советский период истории или в пост-советское 20- летие, может с гордостью сказать: “Я получил высшее образование благодаря М.В. Ломоносову – основателю первого отечественного университета в Москве!”
Таким образом, Ломоносовская звезда – это звезда знаний и науки, звезда просвещения и образования, звезда культуры и инноваций (поясним, что организованная М.В. Ломоносовым в Усть-Рудице под Санкт-Петербургом фабрика по производству мозаичных стёкол считается первейшим реализованным инновационным проектом в отечественной истории).
Конечно, есть у России как социума, общества, страны, государства и другая звезда – военная. Предоставим уже другим возможность найти другое собственное имя этой звезде — в честь одного из самых выдающихся отечественных военачальников или полководцев,
Мы же размышляем и действуем сегодня во славу гражданской звезды России – Ломоносовской звезды. Именно поэтому в честь 300-летнего Ломоносовского юбилея инициирован заключительный волонтёрский проект – “Ломоносовская эстафета”, который пройдёт в виде комбинированной пешеходно-велосипедной эстафеты как три отдельных маршрута:
— Поморский маршрут — за ДВА МЕСЯЦА до юбилея – 18 и 19 сентября 2011 г. – в Архангельской области – от дома- музея М.В. Ломоносова на Курострове (с. Ломоносово Холмогорского района) до самого первого памятника М.В. Ломоносову в России (открыт в 1832 г., скульптор И.П Мартос — также автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади), что ныне стоит в Архангельске на набережной Северной Двины у входа в современный Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова;
— Московский маршрут – за ОДИН МЕСЯЦ до юбилея – 19 октября 2011 года — в Москве – от государственного образовательного учреждения гимназии № 1530 “Школы Ломоносова” (станция м. Сокольники), где действует уникальный школьный Ломоносовский музей, — через центр Москвы и Воробьёвы горы, где располагались б. Славяно-Греко-Латинская академия и первое здание Московского университета (на месте нынешнего Исторического музея рядом с “нулевым километром”) и находятся старое и новое здания МГУ им. М.В. Ломоносова, — и до современного здания Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова – МИТХТ (станция м. Юго-Западная);
— Санкт-Петербургский маршрут – накануне и в день юбилея – 18 и 19 ноября 2011 года – от места, где стоял городской дом-усадьба первого русского академика, недалеко от бывшего “нулевого километра” Российской империи, от которого шло верстовое исчисление по дорогам страны (ныне находится на работающем круглосуточно Санкт-Петербургском почтамте), — через памятные места, связанные с именем М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге, а также в отмечающем также в этом году своё 300-летие г. Ломоносове (б. Ораниенбауме), — через Ломоносовский район Ленинградской области – до “медвежьего угла” – урочища Усть-Рудица, где находились загородный дом-усадьба и фабрика по производству мозаичных стёкол, к скромному обелиску с лаконичной надписью “Здесь работал М.В. Ломоносов в 1753 – 1765 гг.”
По маршрутам “Ломоносовской эстафеты” будут двигаться пешеходы и велосипедисты из числа школьников, студентов, представителей учреждений науки, образования и культуры, других граждан, которые гордятся именем М.В. Ломоносова и готовы продолжать нести начатую им эстафету в деле развития отечественной науки, культуры, образования и просвещения.
Среди них будут не только жители тех регионов, по которым пройдут маршруты “Ломоносовской эстафеты”, но также представители и других территорий России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, связанных с именем юбиляра.
За 5 эстафетных дней (разделённых во времени и пространстве) будет преодолено в общей сложности порядка 220 км. На примерно 115 эстафетных этапах различной протяжённостью будет задействовано свыше 100 эстафетчиков. Общее время в пути (расчётно) составит свыше 30 часов.
Предполагается, что в качестве инновационной составляющей проекта при содействии партнёров будут задействованы т.н. ГЛОНАССомобили и обеспечен кибервеб – он-онлайновый мониторинг перемещения участников эстафеты по соответствующему маршруту.
По ходу движения эстафетчиков будут функционировать т.н. Ломоносовские заставы, на которых в рамках гражданской акции “Ломоносовский референдум” желающие смогут поставить свои подписи в специальных подписных листах в поддержку инициативы о пере-именовании (= до-именовании) федеральной автомобильной трассы М-8 “Холмогоры” – предлагается добавить слова “Ломоносовский тракт”.
Ожидается, что на начальном – т.н. “нулевом” этапе каждого маршрута эстафету понесут дошкольники из числа мальчиков и девочек, призванные символизировать “современных Филиппков”. Нынешние “а-ля Филиппки” в брюках и платьях призваны подобно юному литературному герою классического рассказа Л.Н. Толстого продемонстрировать (на уровне личной физической подготовленности) своё индивидуальное упорство и тягу к знаниям, свойственные детям 2000 – 2011 г.р.
Этот своеобразный литературный ремейк станет дополнением к начальному Ломоносовскому проекту “Рыбный обоз-2”, участники которого вслед за Михайлой Ломоносовым, преодолевшим в 19-летнем возрасте в зиму 1730/1731 гг. за несколько недель вместе с рыбным обозом более чем 1000-верстовой путь с Севера для поступления на учёбу в Москву, также в декабре 2010 г. по трассе М-8 прошли пешком по эстафете 1200-километровую дистанцию с Курострова до столицы.
Этот же тренд – стремление к познанию нового, к развитию — постараются дополнить в общении с эстафетчиками в соответствующих местах передачи-приёма эстафеты собирающиеся поддержать заключительный юбилейный проект школьники, студенты, воспитанники и представители тех образовательных, научных, культурных и других учреждений, мимо которых пройдут этапы соответствующих маршрутов “Ломоносовской эстафеты” (акция “Я – за Ломоносова!”)
Также в рамках подготовки финального проекта и на промежуточных стадиях в качестве его просветительско- образовательной составляющей будут проводиться не только уже апробированные на маршруте начального проекта и в т.н. “пост-обозах” — “Уроки Ломоносова”, но и “Ломоносовские брэйн-ринги” и даже, возможно, “Ломоносовский КВН”.
Не исключено, что на финише каждого из маршрутов “Ломоносовской эстафеты” найдутся смельчаки из состава эстафетчиков или просто Ломоносовских фэнов, которые согласятся в рамках мини-акции “Посвящение в зуйки” выпить определённое количество размороженной специально к конкретному дню солёной морской воды, пробы которой будут взяты в Двинской губе Белого моря до начала всего проекта, а потом храниться в морозильных камерах соответственно до 19 числа каждого осеннего месяца.
Участие в данной мини-акция будет предложено на добровольной основе тем, кто сам пожелает убедиться в чистоте сегодняшней беломорской воды, какой она была и во времена зуйка Михайлы Ломоносова.
Приобщение к морской воде с Поморского Севера станет своего рода “крещением” в поморы для тех, кому по душе сказанные уже другим нашим академиком – XX-го столетия – Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым слова: «Вообще помни о Севере!. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах».
И неважно, свяжет или нет тот или иной “посвящённый в зуйки” свою жизненную судьбу с морем в будущем. Несомненно, что каждый “новокрещённый зуёк” постарается сохранить в памяти идею о том, что путёвку в большую жизнь нашему великому соплеменнику дала в своё время Беломорская вода, и что её вкус чувственно сопровождал помора Ломоносова как символ Севера и символ природной стихии, относиться к которым следует всегда корректно и уважительно.
Предполагается, что при следовании по маршрутам “Ломоносовской эстафеты” будут раздаваться памятные печатные материалы, посвящённые юбилею.
Не исключено, что объединяющим фактором всего проекта может стать специально придуманная уведомляющая или символическая Ломоносовская ленточка, за разработку цветовой гаммы которой взялась, в частности, одна из создательниц современной Георгиевской ленточки. Возможно, что на ней в виде мозаики будет выложены три слова: “Я — за Ломоносова!”
Исходя из развития возможного со-партнёрства по проекту и будет принято соответствующее решение. Также в зависимости от уровня партнёрской поддержки задумывается и самое финальное мероприятие “Ломоносовской эстафеты” – уже после заключительного финиша в Усть-Рудице.
Оно может быть организовано и как чаепитие в скромном “Ломоносовском кругу” с добавлением Ломоносовского бальзама, а может быть устроено и как “Ломоносовский бал” в соответствующем формате в одном из залов Санкт-Петербурга.
Пусть на финише Ломоносовского юбилейного года прозвучат здравицы:
“ВИВАТ МИХАЙЛО!”
““ВИВАТ РОССИЯ!”
Ведь следующий -сотый, а именно 400-сотый Ломоносовский юбилей будет отмечаться аж через целых 100 лет!
И потому давайте достойно отпразднуем нынешнее Ломоносовское 300-летие!
Давайте отметим “круглейшую” памятную дату под Ломоносовской звездой знаний и просвещения!
И понесём дальше Ломоносовскую эстафету и Ломоносовский дух во славу Отечества и на благо новых поколений!
Будем знать, помнить и гордиться нашим великим соотечественником – Михаилом Васильевичем Ломоносовым!

P.S.
Проект “Ломоносовская эстафета” реализуется при актуальной поддержке соответствующих региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Информационная поддержка оказывается со стороны федеральных, региональных, местных телевизионных каналов и студий, других средств массовой информации.
К партнёрству в рамках проекта приглашаются заинтересованные физические и юридические лица, готовые поддержать гражданскую инициативу участников финального неформального Ломоносовского проекта, направленную на максимально широкое празднование памятной даты.
Contact details: Website: www.mvl300.ru; e-mail: vadim.mikhaylov@mai.ru; phone: +7 (910) 484 61 46.

… пост-обоз «ждёт Севастополь, ждёт Камчатка, ждёт Кронштадт…»


ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ
касательно Поморского маршрута
проекта “Ломоносовская эстафета”
(as of 09.09.2011)

По согласованию с руководством Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, финиш 2- го дня = городской финиш 19.09 (пн) запланирован на примерно 14:00 по адресу: проспект Ломоносова, 4 – у бюста М.В. Ломоносову рядом с главным корпусом прежнего Архангельского государственного педагогического института им. М. В. Ломоносова (до 1991 г.), позднее Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (до лета 2011 г.) — в настоящее время в составе Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Contact details:
Website: www.mvl300.ru;
e-mail: vadim.mikhaylov@mai.ru;
phones:
+7 (910) 484 61 46 (МТС, Москва) – по 16.09.2011;
+7 (921) 487 68 98 (Мегафон, Архангельск) — с 17.09.2011

Партнёрами
Поморского маршрута «Ломоносовской эстафеты»
являются — as of 09.09.2011:

1/ Архангельская городская библиотека им. М.В. Ломоносова (отмечает 100-летие своего основания в текущем 2011 году) – предоставляет “площадку” для проведения интеллектуальной командной игры “Ломоносовский брэйн-ринг” 19 сентября 2011 г.;
2/ Велосипедисты-неформалы муниципального образования “Холмогорский муниципальный район” — участвовали в посвящённом Ломоносовскому юбилею велопробеге, который проходил в первой половине августа 2011 года от с. Холмогоры до Москвы;
3/ Региональный Диспетчерский Центр “Архангельские НавигационныеСистемы” – занимается, в частности, социальным ГЛОНАССом, будет обеспечивать CyberWeb на Поморском маршруте «Ломоносовской эстафеты» 18 и 19 сентября 2011 г. — cайт: www.ans29.ru.

Медийную поддержку неформальным Ломоносовским проектам оказывают информационное агентство (Интернет портал) «Патриот Поморья», местные печатные СМИ

Ломоносовская эстафета

В Архангельске завершился поморский этап Ломоносовской эстафеты. Школьники и студенты трех городов — Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска уже проехали на велосипедах путь от родины Ломоносова до столицы Поморья. Теперь осталось доехать до Москвы. Ирина Ившина встречала участников и от них узнала — путь к знаниям, действительно, был тяжелым. Сегодня в Архангельске закончился только первый этап эстафеты. Как говрят, организаторы, она разорвана во времени и пространстве. За месяц до юбилея Михайло Ломоносова эстафетную палочку примут в Москве. В день юбилея к эстафете присоединятся питерские школьники и студенты. Путь от Холмогор до Архангельска участники эстафеты — школьники и студенты — прошли пешком и проехали на велосипедах. Говорят, было нелегко. даже с учетом того, чтобы передвигались ребята в основном по асфальтированным трассам. Ведь о такой дороге сам Михайло Ломоносов почти триста лет назад мог только мечтать. Подробнее…+ Видео

Продолжение читайте здесь.